Жизнь приходаДуховенствоФотоальбомСтатьиСсылкиИстория храмаДушеполезные словаКонтакты

«О Великом Посте»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, можно уже сказать, мы вплотную подошли к тому порогу, переступив который войдем в самое трогательное, благодатное, светлое и красивое время – время Великого Поста. Заканчивается третья последняя предуготовительная седмица.

В грядущее Воскресенье, простив друг другу все обиды и испросив прощения своих близких, тем самым облегчив свою совесть, мы встанем на этот великий путь приготовления себя к празднованию самого главного события в жизни человечества – Светлого Христова Воскресения. И чтобы путь этот пройти достойно, необходимо сейчас осознать что на сегодняшний день лично для каждого является тем балластом, что приковывает нас к земле и к земному, и мешает подняться ко Господу.

Каждый из нас, двигаясь по своему пути, пронося все тяжелеющую ношу скорбей, забот, пороков, страстей и соблазнов, все сильнее сгибаемся, направляя взгляд свой все ниже, в самую пыль и грязь дорожную, забывая уже о самом цвете неба. Пост Великий и есть та возможность сделать над собой усилие, духовный волевой рывок, способный сбросить с себя всю тяжесть лишнего, гнетущего и довлеющего груза.

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов в Христианстве. Основание этому посту дал Сам Господь наш Иисус Христос своим личным примером, постясь в пустыне сорок дней и сорок ночей, не вкушая никакой пищи, и взалкав в конце поста, противостоял всем искушениям от диавола, явился победителем греха и возвратился в силе духа (Лк. 4;14). То же предстоит и нам. Пост дает возможность проявить свойства данные Богом лишь человеку. Проявление воли приближает к Богу, дает свободу, ту самую истинную свободу, а не то, что называют этим словом, говоря о произволе.

Очень удачно степень святости со степенью свободы соотносит блаженный Августин, когда говорит: "Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить". О посте телесном, о том от какой пищи следует отказаться, известно даже людям поста не соблюдающим; но это минимум. Для себя каждый сам решает, что его держит его сильнее всего, что мешает, что встает между ним и Создателем, Любящим Отцом Небесным, чающим нашего покаяния и возвращения.

Кого-то тяготит привязанность к развлечениям, пустое провождение времени, кого-то - собственная озлобленность, кого-то – редкое посещение богослужений, забвение молитв и так далее. Всё это искривляет линию нашего пути, отводя в разные, а противоположные цели, стороны. На исправление этой линии и должны быть направлены все наши усилия, пост, молитва, благодеяния.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»

Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46). Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». И телесный пост и духовный это и очищение человека и жертва его. Сэкономленное в пище да будет отдано Вами в помощь нуждающимся. А о духовном сказано в псалме 50 «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит..».

Воздерживайтесь от греховного, и молитесь с покаянием. Дай Бог Вам помощи! Аминь.

иерей Дионисий (Денисов)

Великий пост 2015 г.