Жизнь приходаДуховенствоФотоальбомСтатьиСсылкиИстория храмаДушеполезные словаКонтакты


  

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.
В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых и завершает рождественские святки.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника -  «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Святая Церковь, святые отцы всячески наставляют, понуждают и просят священников напоминать верующим о великом таинстве Крещения. Когда же лучше всего вспоминать о нём, как ни  в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Чин водосвятия в Церкви начинается радостным криком псалмопевца: «Глас Господень на водах». Это все тот же великий библейский образ воды, как символа жизни, чистоты, милосердия. В эту воду и спускается Христос, обновляя ее естество, открывая перед человеком реальность преображения, полного единения с Богом. Вода крещения становится той, о которой сказал Сам Спаситель: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Иордан стал купелью для всего мира, впервые увидевшего здесь тайну Бога Троицы.

Днесь вод освящается естество. Днесь Сын Божий крещается в водах иорданских, не нуждаясь Сам в очищении, но дабы очистить от скверн греховный род человеческий. Разверзаются ныне небеса и слышит глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Дух Святый нисходит на стоящего во Иордане Спасителя Мира, подтверждая, что именно Он есть воплотившийся Сын Божий

Является явственно Святая Троица, открывается роду человеческому. Освящаются воды Иорданские, вместе с ними все воды в природе, все водное естество. Освящается через воду и вся природа, ибо из воды состроен был мир и всюду проникает влага, оживотворяя все остальное в природе. Без влаги не могут жить ни животные, ни растения, проникает влага в каменья и во все места вселенной. Освящаются воды, освящается через них вся вселенная, приуготовляясь к обновлению и возрождению для грядущего вечного Царства Божия. Ежегодно в сей день проявляется Слава Божия, обновляя и подтверждая при Крещении Христовом совершившееся. Ныне снова разверзлись небеса, снова нисходит Дух Святый. Не видим то телесным оком, но ощущаем того силу. Освящаемые воды при совершении священнодействия изменяются, становятся нетленными, сохраняются многие годы. То могут видеть все, и верующие и неверующие, и мудрые и невежды. Откуда получают то свойство воды? – То действие Святого Духа. С верою их пиющие и мажущиеся ими получают облегчение и исцеление от немощей душевных и телесных, ими освящаются жилища, изгоняется сила бесовская, низводится благословение Божие на окропляемое ими. Через освящение воды благословение Божие снова подается всему миру, очищая его от совершаемых нами грехов и ограждая от козней диавольских.

(Из проповедей и поучений Архиепископа Иоанна Шанхайского)

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Однажды ночью, беседуя с Никодимом, одним из уверовавших фарисеев, Господь разъяснил ему, что если человек не родится водою и духом, то он не войдёт в Царствие Божие. Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только можно иметь надежду достичь Царствия Божия. «Аще кто уверует и крестится, – говорит Господь, – спасётся, а кто не уверует и не крестится – осуждён будет». Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца.